В Норвегии в моем кошельке расцветали доходы в 2 тысячи евро ежедневно: морской исследователь Александр Тофан о своем погружении в морские приключения после полувекового перерыва

Автор: | 16.11.2023

Александр Тофан впервые ступил на палубу корабля в 2014 году, превратившись из индустриального альпиниста в увлеченного рыболова-энтузиаста. Его страсть к рыбной ловле преобразовалась в истинное мастерство. Александр рассказывает о своем быстром приспособлении к океанским бурям и водоворотам, о труде в течение 16 часов, о сложных операциях на рыболовных и краболовных судах, делится стратегиями заработка на корабле, деталями обязательных налоговых платежей и предстоящей норвежской пенсии.

Работа для матросов: От промышленного альпиниста к морскому искателю приключений

— Мои первые шаги связаны с Кишиневом. После завершения средней школы и отсутствия специального образования, я, преданный альпинизму, многие годы трудился в отрасли промышленного альпинизма. Однако в современной Молдове интерес к этой профессии стремительно падал. В 90-е годы заработок в промышленном альпинизме, эквивалентный современным 2-3 тысячам долларов, считался весьма внушительным. Увлеченный экстремальной деятельностью, я, просматривая программу «Смертельная добыча» на «Discovery» о краболовах в Беринговом море, ощутил желание завоевать Аляску (улыбается). Любовь к рыбной ловле привела меня к решению испытать свои силы в море. Знакомство с моряками и бывшим капитаном судна на Камчатке, ставшим владельцем своего судна, вдохновили меня на смену сферы деятельности. Однако отсутствие российского паспорта или вид на жительство стали преградой для моего вступления в российский флот.

Освоение Норвегии на корабле с камчатским прошлым

— В 2013 году владелец судна решил отправиться на ловлю крабов в Баренцевом море, переместив судно из Камчатки. Этот переход занял около 2 месяцев. Тогда даже норвежцы не осознавали богатств крабов в своих водах и не обладали достаточным опытом. Некоторые российские суда изменили свои флаги, входя в Баренцево море под новыми символами. Хотя я хотел присоединиться в 2013 году, из-за окончания сезона мне удалось попасть на корабль только в ноябре 2014 года. С этого момента началась моя морская жизнь. Проблем с посадкой на судно и въездом в Норвегию тогда не возникло. Там брали людей с различными паспортами. Попасть на бывшее камчатское судно с испанским флагом оказалось довольно просто. Большинство членов экипажа, разумеется, обладали российскими паспортами, и большинство из них происходили с Камчатки. Молдаван было буквально трое. Новички, конечно, сталкивались с некоторыми сложностями, так как все камчатские краболовы считали себя опытными профессионалами, и те, кто только начинал, всегда чувствовали себя «зелеными» по сравнению со старшими коллегами. Возможно, это было единственное затруднение на начальном этапе работы. Что касается «морской» болезни, адаптации на судне или подобных аспектов, меня это не касалось. У меня отличный вестибулярный аппарат, и поэтому морская качка и шторма всегда переносятся легко. Никогда не испытывал страха перед штормами или длительными периодами пребывания в море. Напротив, это всегда приносило мне удовольствие. Я любитель адреналина, и работа в море для меня — это своего рода вызов, который одновременно приносит вдохновение.


Морская Рутина: Труд 16 Часов, Перерыв 5 Часов

— Занятость на корабле строится по принципу переменных занятий. Это предполагает, что каждый член экипажа выполняет разнообразные обязанности в течение смены, избегая утомительной однообразности. Стоять на посту весь день и повторять одну операцию может быть монотонным. Также нужно учесть возможные ситуации, связанные с травмами или болезнями экипажа, требующие замены. Поэтому каждому необходимо быть хотя бы немного знакомым с различными аспектами работы на судне. Когда я первый раз оказался на корабле, я выполнял ограниченное количество обязанностей, так как был новичком и не обладал опытом. В это время мне приходилось лишь заниматься наживкой и стаговкой. Трудились мы с напряжением. График включал в себя 16 часов работы и 8 часов отдыха. Однако, чтобы подготовиться к труду, всегда приходилось вставать на час раньше начала работы. Также в нерабочее время нужно было поесть и принять душ. На нашем судне даже была сауна — роскошь, доступная не на всех кораблях. Прием пищи, стирка и гигиенические процедуры занимали еще час. Таким образом, на сон оставалось всего 6 часов, а если хотите связаться с семьей или использовать телефон, то на сон остается всего 5 часов. Выходных и праздников на корабле не бывает. Краболовы трудятся 30-31 день в месяц (улыбается).

Ловля Крабов в Норвегии: Доход до 8 Тысяч Евро, Но Имеются Налоговые Обязательства

— В период моих первых морских экспедиций на бывшем российском судне, минимальное вознаграждение для краболов составляло всего 1200 долларов в месяц. Такую сумму можно было получить даже при скромном улове. На норвежских судах тогда платили гораздо более щедро. А если говорить о нынешних условиях, работая на норвежском судне, минимальная заработная плата для краболов находится в диапазоне 7-8 тысяч евро в месяц. К тому же, существует разнообразные бонусы, зависящие от объема улова и трудовых усилий. Также не следует забывать о налогах, вычитаемых из заработной платы краболова. Здесь ситуации индивидуальны. Кто-то может уплачивать всего 10% налогов с дохода, в то время как другие могут подлежать полной налоговой ставке. Например, я уплачиваю полный налог, так как планирую в будущем официально получать норвежскую пенсию. В Норвегии также действует система реестра рыболовов. Обычно данные о работе на судне автоматически передаются в этот реестр. Таким образом, если ты зарегистрирован в нем в течение 15 лет, то после достижения возраста в 60 лет у тебя есть гарантированное право на получение норвежской пенсии. К сожалению, я начал свою морскую карьеру слишком поздно, поэтому придется дожидаться 67 лет, чтобы иметь шанс на норвежскую пенсию (улыбается).

Погружение в Бескрайние Воды: 5 Лет в Море и Невероятные Перспективы

— В общей сложности мои морские странствия простирались на примерно 5 лет. Максимальная прибыль, которую мне удалось заработать, достигала 2 тысяч евро в день. Считаю, что эти суммы подчинены случайностям, так как считаю, что сама рыбная ловля — это результат случая. Важно оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы улов был успешным. В течение своей жизни я трудился как на краболовных, так и на рыболовных судах. Могу утверждать, что несмотря на физическое сходство труда, трудности на каждом судне все равно различны. Например, на краболовном судне наиболее трудной задачей для моряков является перетаскивание «ловушек». Это физически сложная работа, так как «ловушки» имеют большой вес. А на рыболовном судне наиболее сложной операцией является поднятие рыбы из воды. Касательно будущего, как уже отмечено, я намерен продолжать морскую карьеру. В ближайших планах — поездка в Норвегию на рыбный завод, предложенная моим знакомым. Впоследствии я снова отправлюсь в море. В этом году мне предложили отправиться в рейс, но я не был готов, поскольку мои морские документы были просрочены. Сейчас, обновив документы, я готов снова отправиться в морское приключение.